300 000 РУБЛЕЙ ПО ПОДЛОЖНОЙ АССИГНОВКЕ .

Приводимый ниже очерк принадлежит перу Аркадия Францевича Кошко - легендарного сыщика, за время своей полицейской карьеры побывавшего главой Рижской и Московской сыскной полиции , а в 1916 г. возглавившего уголовный сыск всей Российской Империи . В своих воспоминаниях , опубликованных после революции 1917 г. в эмиграции , Кошко рассказал о любопытных уголовных расследованиях , к которым имел непосредственное отношение за годы своей полицейской службы .

В Московское губернское казначейство явился какой-то человек, предъявивший ассигновку, подписанную одним из московских мировых судей , и получил 300 тысяч рублей , состоявших в депозите этого судьи. Недели через две потребовалась справка о состоянии депозита , причем выяснилось , что указанные 300 тысяч рублей уже более не числятся в нем и выданы по выписаной ассигновке . Кинулись справляться , и оказалось , что распорядитель депозита никогда и не думал подписывать такой ассигновки . В результате губернское казначейство известило нас о происшедшем подлоге , и я принялся за дело .
Тщательный осмотр ассигновки привел к выводу , что три последние цифры шестизначного номера , на ней обозначенного , аккуратно и весьма искусно подчищены . Следует заметить , что бланки ассигновки на текущие служебные надобности раздавались всегда по сериям штук по 100 и более на каждое учреждение . Таким образом , по пропечатанному номеру можно было всегда установить точно и то должностное лицо , из канцелярии коего была выпущена та или иная ассигновка . Номер , значащийся на подложной ассигновке , привел нас к одному из мировых судей Москвы ; но у последнего , как и следовало ожидать , все оказалось в порядке ; и ассигновка под вышеназванным номером еще даже не была использована .

Являлась поэтому необходимость во что бы то ни стало установить , какие же именно цифры были подчищены и заменены новыми на подложном документе? Эта задача представлялась нелегкой : однако талантливый фотограф сыскной иолици фон Ментден рьяно принялся за работу и , пробившись с неделю , достиг - таки цели . Способом наложения одного снимка на другой и фотографирования затем такой сложной комбинации ранее полученных изображений он добивался того , что неуловимые простым глазом оставшиеся очертания подчищенных цифр выступали все ярче и определеннее и после бесконечного числа таких манипуляций и увеличений стали наконец доступными и невооруженному зрению . Таким образом , нам удалось восстановить первоначальный и истинный номер ассигновки . Этот номер относился к серии бланков одного из замоскворецких мировых судей — некоего Р . , брата ' небезызвестного члена Государственной Думы , а затем чуть ли не министра по делам Финляндии времен Керенского . Я отправился к нему .
Он принял меня , согласно великому кодексу либеральной морали . На своем вообще маловыразительном лица он попытался выразить и обиду, и презрение , и отвращение . Мои доводы о необходимости осмотра его делопроизводства ввиду обнарушившегося подлога , невольным участником которого он мог явиться , не убедили этого умного человека , и он с пафосом заявил , что не позволит полиции ( понимай : "этому презренному институту" ) рыться в его делах и бумагах . Мне стало противно не только настаивать , но и разговарить с этой самовлюбленной либеральной тупицей , и я обратился к прокурору судебной палаты Хрулеву . Последний , приложив к судье весьма нелестный эпитет , не говорящий о его уме , принес мне от имени судебного ведомства извинения и , прикомандировав ко мне судебного следователя , уполномочил нас обследовать делопроизводство господина Р .
Прежде чем ехать вторично к судье , я запросил губернское казначейство , из какового мне ответили , что по ассигновке ( мы дали подлинный , установленный нашим фотографом , номер ) , нами указанной , никаких сумм не отпускалось . Я тотчас же велел собрать сведения о канцелярских служащих г - на Р . Оказалось , что всеми делами его канцелярии ведает некий писарь Андрей Бойцов , с каковым был случайно знаком мой агент Леонтьев , специализировавшийся по наблюдению за штатами служащих , как правительственных , так и частных учреждений ! По заявлению Леонтьева , Бойцов — большая дрянь , взяточник , выколачивающий всякими способами доходы из своей службы : то подговаривая свидетелей , то подавая советы обвиняемым , то задерживая незаконно исполнение тех или иных бумаг .
Я приказал Леонтьеву использовать это счастливое знакомство и повидаться где - либо с Бойцовым , не подозревавшим , конечно , о службе Леонтьева в сыскной полиции .
— Попытайтесь , Леонтьев , — сказал я , — за стаканом вина что - либо выведать . Быть может , Бойцов и проговорится .
На следующий же день Леонтьев встретился " случайно " с Бойцовым в трактире и разговорился . Рассказал ему , что это время бедствовал без места , но теперь устроился письмоводителем к земскому начальнику . Бойцов был оживлен , много говорил , но ни единым звуком не проговорился о "деле" . Три дня я продержал слежку за Бойцовым , но и она ровно ничего не дала . Очевидно , Бойцов , встревоженный моим появлением у его патрона , был сугубо осторожен и , кроме своей квартиры , службы да трактира , никуда не ходил .
Я наметил себе линию ближайшего поведения . Я был уверен , что , явясь вторично к Р . , в канцелярских книгах его обнаружу какую - либо путаницу с денежными ассигновками , так как ведь из его же серии был взят бланк для поддельного документа . Бойцов от всего , конечно , отопрется , и что же будет дальше ? Тут меня осенила мысль : необходимо будет опять использовать знакомство , вернее , встречу Бойцова с Леонтьевым . Я приказал агентам , следящим за Бойцовым , не прибегать к осторожности , но умышленно дать последнему заметить их слежку за собою , что в точности и было ими исполнено .
Начиненный этими сведениями , я с судебным следователем явился к г - ну Р . Он принял нас так же сухо , но противиться осмотру делопроизводства на сей раз не мог . Осмотрев в канцелярии книгу ассигновок , я нашел в ней , в числе корешков уже использованных бланков , и носящий нужный нам номер , то есть первоначальный , восстановленный фотографически в подложной ассигновке . Однако на этом корешке значились совершенно другое имя , дело и сумма не в 300, а в 10 тысяч рублей . Стало очевидным , что корешок в книге был для видимости заполнен выдуманным текстом , а ассигновка и ее талон пошли на мошенническую подделку с целью получения 300 тысяч .
Сообщив г - ну Р . о результатах осмотра его книг , мы ввергли его в великое смущение и недоумение . Куда девался его арротатный тон ! Он вдруг сделался до приторности любезным , сбегал лично за стулом и принялся слащаво меня упрашивать сесть . Очевидно , "либеральные принципы" уступили место соображениям шкурного характера .
— Я должен будут арестовать вашего Бойцова , — сказал я ему .
— Что вы , что вы , г - н Кошко ! Неужели же вы подозреваете этого честного и развитого малого ? Он уже больше года у меня служит , и я не могу нахвалиться им
— Вы можете хвалиться им , сколько вам угодно , но я имею точные сведения , что ваш "честный" Бойцов — чистейший мошенник , обделывающий свои делишки , часто прикрываясь вашим именем . Да , наконец , и на корешке вашей книги почерк именно Бойцова .
— Что же , вам виднее , г - н Кошко . Делайте , как хотите ! Пожалуйста , не стесняйтесь ! — сказал г - н Р . с обворожительной улыбкой .
Вернувшись снова в его канцелярию , я обратился к Бойцову . Этот тип был лет 35 - ти , с крайне наглым лицом и тем характерным выражением на нем , что присуще часто русским недоучкам , превратившим свою голову в свалочное место полупрочитанных и наполовину понятых брошюр , памфлетов и прокламаций
— Одевайтесь , Бойцов . Вы арестованы ! — сказал я ему .
— Это же по какому праву ? — запальчиво ответил он .
— Да без всякого права , а просто арестованы , да и только !
— Нет , вы извольте сказать , на основании какой такой статьи Уголовного Уложения 1903 года ?
— Вы Уголовное Уложение бросьте ! Я , начальник сыскной полиции , подозреваю вас в крупном мошенничестве , а потому нахожу нужным арестовать вас . Поняли ?
— Это чистый произвол , бюрократические замашки , вопиющее насилие !
Я велел позвать двух городовых , и Бойцов был препровожден в сыскную полицию . Здесь он продолжал держать себя так же вызывающе и дерзко : отрицая всякую вину , возмущаясь незаконным , якобы , арестом и требуя немедленно лист бумаги для подачи жалобы прокурору .
— Вам какой лист — большой или маленький ? — спросил я иронически .
— Все равно ! — ответил он сухо .
— Прокурору вы пишите , это ваше право . Но , быть может , вы вспомните , куда ушла ассигновка , вашим почерком выписанная на корешке , в сумме 10 тысяч рублей ? Представьте , какая странность — в губернском казначействе такого номера ассигновки не предъявляли .
Но эта улика не смутила нахала .
— Разве я могу подшить все ассигновки ? Да , наконец , если вышла путаница , ошибка , нельзя же за это сажать людей под замок !
Продержав безрезультатно Бойцова сутки , я снова призвал к себе того же Леонтьева .
— Придется , видимо , Леонтьев , вам сесть на пару дней .
— Что же , г - н начальник , дело известное , не впервой !
— Да , но на этот раз вам придется вести себя крайне тонко . Бойцов — стреляная птица , малейшая шероховатость — и дело испорчено !
— Постараюсь , г - н начальник !
— Вот что . Я думаю , вам лучше всего накинуться на него с руганью и упреками , обвиняя его в вашем аресте . Сошлитесь на недавнюю встречу в трактире и на слежку , что была , очевидно , установлено за ним и встречаемыми им приятелями . Поняли ?
— Так точно , понял !
Леонтьев разыгрывал свою роль превосходно . Из слов подслушивавших агентов и из его позднейшего доклада картина представлялась таковой : Леонтьев , посаженный в камеру и завидя в ней Бойцова , с места в карьер на него набросился и принялся ругательски ругаться :
— Сволочь ты этакая ! Будь тебе неладно ! И тоже из - за всякой скотины страдай ! Только что наладилось с местом , так на тебе , теперь из - за этакого г ... лишаться всего ! Отвечал бы сам за свой паскудства , а то честных людей втравливаешь , анафема этакая !
Огорошенный Бойцов принялся не то оправдываться не то успокаивать расходившегося коллегу по несчастью :
- Да ты что орешь зря ? Я - то тут при чем ?
— При чем ?! — злобно передразнил Леонтьев . — А при том , что раз за собой знаешь грех , так не подходи на улице к людям . Чай , не маленький , знаешь , что шпики следят за тобой , чертова твоя голова !
— Вот чудак - человек ! И греха за мной нет , да и о слежке ничего не знаю !
— Да , теперь рассказывай ! Пой Лазаря ! Поди хапнул хорошенько , а то и убил кого ! Не зна - а - а - л ! ..
Поругавшись еще с добрый час , утомленный Леонтьев заснул .
Прошло дня два . На третий Леонтьев , отпросясь "до ветру" , явился ко мне в кабинет .
— Ну , как дела ? — спросил я его .
— Трудно пришлось , г - н начальник ! Два дня крепился подлец , да наконец уверовал в меня . И вот только часа три назад просил о следующем : "Тебя , говорит , наверное , скоро освободят , так не откажи , пожалуйста , cходить к моей тетке . Старуха живет в кухарках у помощника ректора университета . Скажи ей , что , если ее потребуют в полицию , так чтобы она не говорила о том , что я ей племянник и навещал ее недавно . А за твою услугу я дам тебе адрес моего хорошего приятеля и записку к нему , по которой он выдаст тебе 25 рублей . А ежели хорошо исполнишь поручение , то и еще 25 . Я не раз выручал его из беды , и он мне теперь не откажет в этих деньгах" . — "Ладно , — сказал я , — пятьдесят рублей деньги немалые ; а только как же пронесу , я твою записку , ведь при выходе обыскивают ?" — "Ну , это пустяки ! Записочка небольшая , засунь ее куда - нибудь , хоть под мышку , а то и в рот ".
— Прекрасно , Леонтьев ! Отправляйтесь к старухе немедленно .
Леонтьев отправился и исполнил поручение , добавив еще от себя , чтобы последняя не говорила об оставленной ей племянником при последнем посещении вещи .
На следующий день я вызвал к себе старуху . Она явилась , ведя за руку пятилетнюю внучку . Это была древняя старуха , на вид лет 80 - ти , но еще довольно бодрая . Не успев выслушать вопрос , она , как ученый попугай , затараторила :
— Никакого Андрея Бойцова я не знаю , никакой Андрей ко мне не приходил , никаких вещей не оставлял .
В это время девочка прошептала :
— А как же , бабушка , ты говоришь , что дядя Андрей не заходил , а он ведь недавно был ?
Я схватил девочку на руки и унес в соседнюю комнату , дал ей карамелей и спросил : — Когда же был дядя Андрей ?
Девочка , испугавшись , долго молчала , но потом успокоившись , рассказала , что дядя Андрей недавно был и оставил бабушке узел
— Куда же бабушка девала узел ?
— Не знаю , — отвечала она . Большего от нее добиться не удалось .
Я вернулся с нею в кабинет .
— Да вы , барин , не слушайте ее , ведь она дите , ангел , можно сказать , божий ,— пропела сладко старуха и тут же , пригрозив кулаком девочке , злобно промолвила : — Ишь , постреленок паршивый ! Ужо я тебя ! ..
— И не стыдно вам , право ! Вы одной ногой уже в могиле стоите , а на душу грех такой принимаете ! Ведь племянник - то ваш человека зарезал , а ограбленные деньги снес к вам спрятать ! Вот и девочка говорит , что узел - то у вас .
- Что вы , что вы , барин ! Господь с вами ! .. Да стала бы я потрафлять убивцу ?! А дите глупое , мало ли чего не наговорит ! Нет , я , как перед Истинным , не виновата , не - е - е , не виновата ! ..
Боясь злобы старухи , я самолично отвез ребенка к помощнику ректора , сдал его ему на руки , рассказал все дело и просил оберегать девочку и , по возможности , повлиять на старуху , убеждая ее выдать спрятанные вещи .
Обыск , произведенный у старухи , ничего не дал , что , впрочем , не удивило меня , так как вещи могли быть ею зарыты на чердаке университета , тянущемся над зданием , чуть ли не на несколько сотен саженей . Дело застопорилось , и не виделось кончика , за который можно было бы ухватиться . Обыск у приятеля Бойцова , давшего по записке Леонтьеву 25 рублей , был также бесплоден .
За неимением лучшего пришлось прибегнуть к весьма сомнительному способу .
Призвав Леонтьева , я сказал ему , что придется опять "сесть" под предлогом нового ареста , произведенного над ним засадой у бабушки , якобы в момент исполнения им поручения Бойцова .
— Теперь , Леонтьев , ваша роль еще труднее . Смотрите не провалитесь !
Через четверть часа Леонтьев уже орал на все камеры :
— Будь ты проклят , с твоими окаянными деньгами ! И я - то, дурак , послушался и направился к этой чертовой ведьме , чтоб ей пусто было ! Ну , теперь шабаш , ввязался в чужое дело ! И с чего , спрашивается , меня понесло ? Пятьдесят целковых соблазнили ? А накося , выкуси теперь : и место потерял и честь замарал , и что еще будет — одному Богу известно ! Да уйди ты от меня окаянный ! — крикнул он что есть мочи на приблизившегося к нему с утешением Бойцова
Последний , опять поймавшись на удочку , заговорил полушепотом :
— Нечего сокрушаться ! Место потерял ? Экая важность ! Да если мы с тобой отсюда выберемся , так будь покоен — на обоих хватит ; ты только помогай мне до конца , в начете не будешь !
— Мели , Емеля , твоя неделя ! Не будешь с тобой в начете ! Второй раз из - за тебя вляпываюсь : то в трактире шпики проследили , то на засаду у старухи нарвался ! Нет , под несчастной планидой я родился !
Бойцов долго еще утешал Леонтьева . Вскоре я вызвал последего якобы на допрос .
После допроса Леонтьев вернулся в камеру значительно успокоенным
— Ну , слава те Христос , кажись , втер им очки здоровые ! Сказал , что к тетке твоей попал по ошибке , а направлялся в квартиру казначея , куда , действительно , поступила в горничные одна моя знакомая девушка . Кажись , поверили . Обещались проверить и , если окажется правда , то сказали — беспрепятственно выпустят . Пускай их проверяют : барышня моя , действительно , поступивши , я и фамилию ейную им назвал .
Когда дня через три , я освобождал опять Леонтьева , то Бойцов пристал к нему :
— Сходи на Чернышевский переулок . Там , в доме № 10 , живет швейцаром мой дядя . Скажи ему , что , мол , Андрей арестован и просит хорошенько припрятать оставленное пальто . А то сидеть — неизвестно еще сколько , кабы моль не съела .
Леонтьев на это сердито послал его к черту .
— Тебе что , еще мало моих мук ? Нет , брат , ты сиди , а с меня будет ! Довольно находился я по твоим сродничкам , не желаю больше !
Я с агентами лично направился на Чернышевский переулок в указанный дом и спросил молодцеватого швейцара :
— Где Андрей Бойцов ?
— Не могу знать , ваше высокородие , — отвечал швейцар , приподнимая фуражку .
— Где пальто , что он тебе оставил ?
— Пальто он , действительно , оставил , оно туто , я еще сегодня на ночь подкладывал его под голову .
— Подавай его скорее !
— Извольте . Вот оно - с .
Подпоров подкладку , мы обнаружили слой пятисотрублевых бумажек. По подсчету их оказалось на 250 000 рублей . Швейцар , как увидел , даже побледнел от неожиданности .
— Эвона , какая музыка ! — сказал он протяжно , почетывая затылок .
Едва успели мы вернуться в полицию , как неожиданно докладывают о приходе кухарки - старухи .
— Ваше высокородие , господин начальник , уж вы простите меня , дуру . Мой барин так разжалобил своими речами , что я пришла покаяться . Не желаю перед смертью брать греха на душу ! Я принесла вам Андрюшкин узелок , извольте получить ! ..
В узле , к в еликому удивлению , оказалось , не 50 , а 58 тысяч . Впоследствии выяснилось , что в казначействе просчитались и выдали 308 тысяч , вместо 300 .
Пригласив к себе в кабинет мирового судью Р . , прокурора окружного суда Брюна де Сэнт - Ипполит , я разложил 58 тысяч на письменном столе , прикрыв их развернутой газетой и , усевшись за стол , положил в ноги пальто с "начинкой" . После этого я вызвал Бойцова .
Он появился , как всегда , с крайне развязным видом и тотчас же осведомился о звании присутствующего , ему незнакомого , Брюна .
- Это прокурор суда , — ответил я ему .
— Господин прокурор , я прошу вашего вмешательства ! Вот уже неделя , как я ни за что арестован и содержусь под замком . Это непорядок , таких законов нет ! Уголовное Уложение говорит ...
- А это видел ? — И я снял газету с денег . Он не смутился :
— Тоже, подумаешь! Разложили казенные деньги и думаете поймать !
— А это видел ? — И я поднял высоко пальто . Бойцов побагровел и произнес :
— Ну , это другое дело ! Это настоящее , юридическое , вещественное доказательство ! — И , опустив голову , он угрюмо замолчал .
По Высочайшему повелению было отпущено 10 тысяч рублей в награду чинам сыскной полиции , поработавшим над этим , довольно незаурядным , делом .

Из воспоминаний А. Ф. Кошко , главы Московской сыскной полиции, изданных в Париже , в 1926 г .

Blogger news